45. Номинальный размер ширины колеи на прямых участках железнодорожного пути и на кривых радиусом 350 м и более должен быть 1520 мм. Номинальный размер ширины колеи на более крутых кривых должен быть:
при радиусе от 300 до 350 м - 1530 мм;
при радиусе менее 300 м - 1535 мм.
На железнодорожных путях общего пользования, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, допускается до их реконструкции на прямых и кривых участках железнодорожного пути радиусом 650 м и более, а для железнодорожных путей необщего пользования на прямых и кривых участках радиусом 350 м и более с деревянными шпалами номинальный размер ширины колеи - от 1520 до 1524 мм до их реконструкции. В этих случаях на более крутых кривых ширина колеи принимается:
при радиусе от 450 до 650 м - 1530 мм;
при радиусе от 350 до 450 м - 1535 мм;
при радиусе менее 350 м - 1540 мм.
Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений на прямых и кривых участках железнодорожного пути, не должны превышать по уширению +8 мм, по сужению -4 мм. Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения, устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
Движение закрывается на участках железнодорожного пути с шириной колеи менее 1512 мм и более 1548 мм.
46. Ширина земляного полотна <89> поверху на прямых участках железнодорожного пути общего и необщего пользования должна соответствовать верхнему строению железнодорожного пути. На существующих железнодорожных линиях до их реконструкции запрещается эксплуатация путей, на которых ширина земляного полотна на однопутных железнодорожных линиях менее 5,5 м, двухпутных - менее 9,6 м, а в скальных и дренирующих грунтах - на однопутных железнодорожных линиях - менее 5 м, двухпутных - менее 9,1 м. Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть не менее 0,4 м с каждой стороны железнодорожного пути.
--------------------------------
<89> Подпункт 2.7.25 пункта 2 ГОСТ 34530-2019.
На железнодорожных путях необщего пользования:
расстояние от оси железнодорожного пути до бровки отвала определяется в зависимости от высоты отвала, рода отвальных грунтов, типа и рода используемого железнодорожного подвижного состава и устанавливается локальным нормативным актом владельца железнодорожного пути необщего пользования;
расстояние от подошвы развала до оси ближайшего железнодорожного пути определяется в зависимости от высоты откоса и категории грунта и должно быть не менее 2,5 м;
расстояние от оси бровки уступа до оси железнодорожного пути при обработке уступов экскаваторами с верхней погрузкой должно быть не менее 2,5 м.
Бровка земляного полотна <90> железнодорожного пути в местах разлива вод сооружается не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах <91>.
--------------------------------
<90> Подпункт "в" пункта 27 ТР ТС 003/2011.
<91> Подпункт 2.3.1 пункта 2.3 Общих требований технической эксплуатации железных дорог пространства 1520, утвержденных Протоколом пятьдесят девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств от 20 ноября 2013 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://sovetgt.org/, 20 ноября 2013 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Положением о Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденным Протоколом заседания Совета глав правительств - участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств, https://cis.minsk.by 20 марта 1992 г.), Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров. 1993), Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., ратифицированным постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1798).
Ширина плеча балластной призмы <92> должна быть не менее 250 мм для участков бесстыкового железнодорожного пути <93> и не менее 200 мм - для участков звеньевого железнодорожного пути. Значения параметров ширины балластной призмы при отступлениях от указанных значений на протяжении более 10 м на звеньевом железнодорожном пути в кривых со стороны наружной нити и на бесстыковом железнодорожном пути в прямых и кривых, требующие ограничения скорости или закрытия движения поездов, устанавливаются локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
--------------------------------
<92> Подпункт 2.7.27 пункта 2 ГОСТ 34530-2019.
<93> Подпункт 3.3 пункта 3 ГОСТ 34665-2020 "Межгосударственный стандарт. Рельсы железнодорожные, сваренные электроконтактным способом. Технические условия", введенного в действие приказом Росстандарта от 20 августа 2020 г. N 519-ст (М., "Стандартинформ", 2020) (далее - ГОСТ 34665-2020).
47. Значения параметров, характеризующих положение рельсовых нитей в профиле, плане, по уровню и по ширине колеи (далее - геометрия рельсовой колеи), требующих закрытия движения должны быть:
при отступлениях по уровню и перекосам на 50 мм и более, по отклонению рельсовых нитей по уровню, при одновременном отклонении левой и правой нитки (далее - просадка) на 45 мм и более;
при разности смежных стрел, измеряемых от середины хорды длиной 20 м при длине неровности пути от 10 до 20 м включительно превышающий 65 мм и более, а при длине неровности пути более 20 до 40 м включительно превышающей 90 мм и более (для путей необщего пользования на 100 мм и более);
по рельсовым стыкам, имеющим по рабочей поверхности <94> и (или) боковой грани <95> головки рельсов горизонтальные и вертикальные ступеньки более 5 мм.
--------------------------------
<94> Подпункт 75 пункта 4 ГОСТ Р 50542-93.
<95> Подпункт 76 пункта 4 ГОСТ Р 50542-93.
Значения параметров геометрии рельсовой колеи, требующих ограничения скорости, определяются локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) на основании проектной, ремонтной или эксплуатационной документации.
Переход от рельсов одного типа <96> к рельсам другого типа осуществляется с использованием переходных рельсов или накладок <97>.
--------------------------------
<96> Пункт 4.1 ГОСТ Р 51685-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Рельсы железнодорожные. Общие технические условия", введенного в действие приказом Росстандарта от 14 октября 2013 г. N 1155-ст (М., "Стандартинформ", 2014), с изменениями ГОСТ Р 51685-2013 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия", введенного в действие приказом Росстандарта от 24 февраля 2016 г. N 65-ст ("ИУС "Национальные стандарты", 2016, N 5).
<97> Пункт 56 приложения N 1 к ТР ТС 003/2011, пункт 17 приложения N 3 к ТР ТС 003/2011.
48. Верх головок рельсов обеих нитей железнодорожного пути должен быть в одном уровне на прямых участках.
На прямых участках железнодорожного пути допускается содержание одной рельсовой нити, по уровню верха головки рельса, не требующее устранений, на 6 мм выше другой.
Владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования) на кривых участках железнодорожного пути в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения поездов устанавливается возвышение наружной рельсовой нити в соответствии с проектной, ремонтной или эксплуатационной документацией.
Величина непогашенного ускорения <98>, если иное не предусмотрено конструкторской документацией на железнодорожный подвижной состав, не должна превышать следующих значений:
--------------------------------
<98> Подпункт 3.3 пункта 3 ГОСТ Р 55050-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний", введенного в действие приказом Росстандарта от 8 ноября 2012 г. N 703-ст (М., "Стандартинформ", 2013) (далее - ГОСТ Р 55050-2012).
при опрокидывании наружу кривой и расположения вагона на участке круговой кривой среднего радиуса 650 м - 0,7 м/с
2 <99>;
--------------------------------
<99> Подпункт 5.3.1 пункт 5 ГОСТ 33211-2014 "Межгосударственный стандарт. Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам", введенного в действие приказом Росстандарта от 5 июня 2015 г. N 565-ст (М., "Стандартинформ", 2016), с изменениями ГОСТ 33211-2014 "Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам" ("ИУС "Национальные стандарты", 2017, N 8) (далее - ГОСТ 33211-2014).
при опрокидывании внутрь кривой и расположении вагона на участке круговой кривой среднего радиуса 300 м - 0,9 м/с
2 <100>.
--------------------------------
<100> Подпункт 5.3.2 пункта 5 ГОСТ 33211-2014.
Скорость изменения величины непогашенного ускорения не должна превышать 0,6 м/с
3.
На кривых участках пути независимо от радиуса кривой возвышение наружного рельса не должно превышать 150 мм. Величина возвышения наружной нити на стрелочных переводах <101> не должна превышать 75 мм.
--------------------------------
<101> Подпункт 24 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.
На перегонах многопутных линий головки рельсов всех путей, расположенных на общем земляном полотне, должны устраиваться на одном уровне. В процессе эксплуатации разница на уровне поверхности катания головок рельсов на прямых участках пути должна составлять не более 150 мм в соответствии с проектной документацией.
Запрещается превышать величину уклона отвода возвышения наружного рельса в кривых участках пути более 3,2 мм/м на всей длине переходной кривой или ее части длиной не менее 30 м.
На закрестовинных и переводных кривых стрелочных переводов при понижении наружной нити по отношению к внутренней (обратного возвышения) более 40 мм движение запрещается.
49. Для определения условий пропуска подвижного состава в зависимости от обращающихся и перспективных нагрузок все мосты должны быть проклассифицированы по грузоподъемности владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования).
Мосты и тоннели по перечню, утвержденному владельцем инфраструктуры (владельцем железнодорожных путей необщего пользования), ограждаются контрольно-габаритными устройствами, оборудуют оповестительной сигнализацией <102> и заградительными светофорами <103> в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" <104>.
--------------------------------
<102> Подпункт 86 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.
<103> Подпункт 50 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.
<104> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477.
50. Порядок применения диагностических средств контроля состояния железнодорожного пути и сооружений инфраструктуры, железнодорожных путей необщего пользования устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) в соответствии с эксплуатационной документацией.
51. Рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям их эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов).
Рельсы железнодорожного пути (на прямых и в кривых участках) должны иметь установку с уклоном внутрь рельсовой колеи по отношению к верхней постели шпал (далее - подуклонка) 1/20 (наклон внутрь колеи относительно поверхности шпал), если иное не предусмотрено проектной документацией.
Подуклонка рельсов не должна быть меньше 1/60 и больше 1/12, а по внутренней рельсовой нити в кривых участках пути при возвышении наружной нити свыше 85 мм - соответственно меньше 1/30 и больше 1/12 и должны соответствовать проектной или эксплуатационной документации железнодорожного пути.
52. Стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования должны иметь крестовины <105> следующих марок:
--------------------------------
<105> Подпункт 35 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.
на главных и приемо-отправочных железнодорожных путях, по которым происходит движение пассажирских поездов, - не круче 1/11;
на перекрестных переводах и одиночных, являющихся продолжением перекрестных, - не круче 1/9;
стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути перевода, допускаются крестовины марки не круче 1/9, при этом допускается отклонение движения пассажирских поездов на боковой путь <106> по стрелочным переводам марки 1/9, если замена таких переводов на марку 1/11 вызывает переустройство стрелочных горловин, осуществить которое в данное время не представляется возможным;
--------------------------------
<106> Подпункт 2.7.5 пункта 2 ГОСТ 34530-2019.
на приемо-отправочных железнодорожных путях грузового движения - не круче 1/9, симметричных крестовин - не круче 1/6;
на прочих железнодорожных путях - не круче 1/8, симметричных крестовин - не круче 1/4,5.
На железнодорожных путях необщего пользования допускается использование стрелочных переводов с крестовинами следующих марок:
на главных и приемо-отправочных железнодорожных путях - не круче 1/9, симметричных крестовин - не круче 1/6;
на прочих железнодорожных путях - не круче 1/7, симметричных крестовин - не круче 1/4,5;
на подгорочных железнодорожных путях - не круче 1/9, симметричных - не круче 1/6.
На стрелочных переводах, глухих пересечениях <107> и примыкающих к ним путям запрещается укладка рельсов разного типа.
--------------------------------
<107> Подпункт 3.3 пункта 3 ГОСТ 33535-2015 "Межгосударственный стандарт. Соединения и пересечения железнодорожных путей. Технические условия", введенного в действие приказом Росстандарта от 29 октября 2015 г. N 1663-ст (М., "Стандартинформ", 2016), с изменениями ГОСТ 33535-2015 "Соединения и пересечения железнодорожных путей. Технические условия" ("ИУС "Национальные стандарты", 2019, N 2) (далее - ГОСТ 33535-2015).
Расстояние между отведенным остряком и рамным рельсом должно обеспечивать проход колес без касания остряка. Разность ширины колеи и величины желоба между остряком и рамным рельсом в конце строжки остряка не должна быть более 1458 мм.
Вертикальный износ рамных рельсов, остряков <108>, усовиков и сердечников крестовин <109> и порядок их эксплуатации при превышении норм износа определяется локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) в соответствии с проектной, эксплуатационной и ремонтной документацией.
--------------------------------
<108> Подпункт 3.8 пункта 3 ГОСТ 33722-2016 "Межгосударственный стандарт. Остряки стрелочных переводов. Общие технические условия", введенного в действие приказом Росстандарта от 19 сентября 2016 г. N 1154-ст (М., "Стандартинформ", 2016) (далее - ГОСТ 33722-2016).
<109> Подпункты 3.26, 3.27, 3.28, 3.29, 3.30, 3.31 пункта 3 ГОСТ 33535-2015.
Взаимное положение остряков и рамных рельсов контролируется средством измерений (далее - шаблон). Измерение производится в контрольных точках: в острие остряка и на расстоянии (450
10) мм от него - для стрелок марки 1/22; (350
10) мм - для стрелок марки 1/18; (200
10) мм - для обыкновенных и симметричных стрелок марок 1/11 и 1/9; (120
10) мм - для симметричных стрелок марки 1/6 и перекрестных переводов марки 1/9. При наличии просвета между наклонной гранью шаблона и головкой рамного рельса движение по стрелочному переводу в направлении от рамного рельса к крестовине запрещается.
При зазоре между подошвой остряка, подвижного (поворотного) сердечника и подушкой стрелочного башмака более 10 мм на двух и более брусьях в пределах участка прилегания к рамному рельсу (усовику) движение закрывается.
При наличии просвета между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка (подвижного сердечника) более 10 мм на двух и более накладках, движение закрывается.
53. Запрещается эксплуатировать на железнодорожных путях общего и необщего пользования стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых выявлена одна из следующих неисправностей:
1) разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами;
2) отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, у сердечника острой крестовины - в острие сердечника при запертом положении стрелки;
3) в противошерстном направлении <110> (от остряков до крестовины) при глубине выкрашивания остряка более 3 мм и длине выкрашивания;
--------------------------------
<110> Подпункт 151 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.
4) на главных железнодорожных путях - 200 мм и более;
5) на приемо-отправочных железнодорожных путях - 300 мм и более;
6) на прочих станционных железнодорожных путях - 400 мм и более;
7) в пошерстном направлении <111> (от крестовины в сторону дефектного остряка) при выкрашивании остряка в сечении 0 - 20 мм, глубиной более 12 мм при длине выкрашивания остряка;
--------------------------------
<111> Подпункт 150 пункта 3 ГОСТ Р 53431-2009.
8) на главных железнодорожных путях - 200 мм и более;
9) на приемо-отправочных железнодорожных путях - 300 мм и более;
10) на прочих станционных железнодорожных путях - 400 мм и более;
11) при образовании цепочки из отдельных дефектов в общую длину дефекта включаются смежные дефекты, расположенные на расстоянии, меньшем длины наименьшего из 2 смежных дефектов;
12) понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более;
13) расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;
14) расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм;
15) излом остряка или рамного рельса;
16) излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
17) разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.
Запрещается эксплуатация стрелочных переводов с шириной колеи более 1546 мм и менее 1512 мм.
Порядок и технология измерения указанных параметров стрелочных переводов и глухих пересечений устанавливаются локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования) с учетом периодичности, указанной в
пункте 44 Правил.
54. Порядок пропуска железнодорожного подвижного состава по дефектным и остродефектным рельсам и по стрелочным переводам, имеющим дефекты металлических частей, устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования), содержащий меры, гарантирующие безопасность движения, и должен соответствовать требованиям Правил.
При изломе рельса в пределах моста или тоннеля движение запрещается, а на других участках железных дорог при изломе рельса меры, гарантирующие безопасность движения, в том числе запрещение движения, устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
55. Стрелочными контрольными замками оборудуются стрелки нецентрализованные <112> на железнодорожных путях общего пользования <113>:
--------------------------------